У всех картин, как и у людей, своя судьба. У одних она простая, легкая, другие же проходят целый путь прежде, чем обретут «своё» место. Вот такой непростой путь выпал на долю портрета легендарного актера БДТ, народного артиста СССР Евгения Лебедева.
Идея написать портрет актера зародилась у Бориса Кузнецова в конце восьмидесятых после того, как он увидел Евгения Лебедева в роли Холстомера в спектакле «История лошади» по рассказу Льва Николаевича Толстого. А вскоре художник получил заказ на написание портрета от городского комитета по культуре.
Из воспоминаний Бориса Кузнецова:
«Портрет создавался вдохновенно, но над ясностью и простотой замысла пришлось потрудиться, вариантов было множество. Задача выдалась непростая… Надо было воплотить личность особенную, яркую, самобытную и талантливую. Передо мной был величайший мастер, бесконечно любивший театр и свое взлелеянное дело…
Запомнились на всю жизнь встречи с ним и работа над его портретом. Врезалась навсегда в мою память глубоко-печальная, поразительная по своей глубине и совершенству исполнения сцена смерти страдающей лошади с её последним вздохом и последним взглядом».*
Художник следовал за народным артистом СССР буквально по пятам, но, к сожалению, актер так был загружен, что не мог специально позировать. Наброски делались в гримерной и на репетициях.
Из воспоминаний Бориса Кузнецова:
«Это человек с вечно живой душой и любящим всё живое сердцем. Я писал глаза актера, рубище – костюм лошади (сделанный его руками). Передо мной был бесконечно добрый и умный человек. Его голос, жесты, выражение глаз являли чистую, красивую, страдающую душу…
Меняются времена, формации, государства, правители, идеологии, но есть вещи в этом мировом хаосе постоянные и неизменные для любого человека: отечество, родители, дети и вера в Бога!
Это и есть основа любого незаурядного человека. Не случайно Лебедев изобразил лошадь свою просто и ясно, не мудрствуя лукаво, и не было в нем при этом ни спесивости, ни театральной позы. Он был значителен по существу».*
Один раз Борис Кузнецов так увлекся, что сел в пустом зале на первый ряд. Он не знал «золотого правила» БДТ не садится перед креслом худрука. Но работа лицом к лицу не смогла ускорить создание портрета.
Поняв, что не укладывается в сроки, художник вернул аванс и освободил себя для того, чтобы по-настоящему сделать серьезную вещь. Работа продолжалась и после смерти актера в 1997 году. В общей сложности Борис Кузнецов работал над портретом десять лет.
К 90-летию актера художник решил сделать картину общедоступной. В мастерскую приезжали вдова актера Натэлла Александровна с внуком Евгением. Передачу об этой встрече сняли корреспонденты канала НТВ. Натэлла Александровна никогда не видела этого портрета. По ее словам, поза и состояние Лебедева, который еще не успел выйти из роли, верно угадано автором.
На картине Лебедев изображен в знаменитом костюме Холстомера, но после спектакля, без грима, с тетрадкой, где выписаны тексты ролей. «Конечно, человек не в одном состоянии находится, но здесь идет недоигранный спектакль. Точно угадана поза».
Картину не раз хотели приобрести иностранные покупатели, но художник всякий раз отказывал, ибо: "Евгений Лебедев является достоянием России".
При посещении мастерской вдова актера, ныне покойная, Натэлла Александровна выразила желание, чтобы Евгений Лебедев смотрел с портрета на посетителей Русского музея. Таким образом, в коллекции будет представлен и любимый горожанами актер, и художник, который входит в 1000 лучших русских живописцев. Но для этого необходимо найти спонсора, который может подарить картину для музейного собрания.
Хочется надеяться, что портрет Евгения Лебедева займет своё почетное место и станет достоянием города и России.
* В заметке использованы отрывки из статьи Бориса Кузнецова «Портрет актёра Евгения Лебедева», напечатанной в Литературно-художественном альманахе «Медный всадник» (Петровская Академия Наук и Искусств, 2011 г., № 4)
** Материалы НТВ от 19.12.2006 г. "Неизвестный портрет Лебедева ждёт своего зрителя"